Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

14.1 Принципы и методы планирования на предприятии

Планирование – разработка и корректировка плана, включающие пред­видение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности фирмы на бли­жай-

шую и отдалённую перспективу.

            Планирование и прогнозирование рационализирует и оптимизирует деятельность предприятия. План предприятия имеет силу приказа для указан­ных в нём лиц и структурных единиц.

            Основные задачи планирования деятельности фирмы состоят в следую­щем:

            – обеспечить финансовую устойчивость предприятия и рентабельность капитала более высокую, чем у конкурентов;

            – увеличить объём продаж и долю на рынке за счёт высококонкурентной продукции, работ, услуг;

            – создать новые рабочие места для обеспечения социальной стабильно­сти в стране и престижа государства в мировом сообществе.

            Но для того, чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.

            Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

            К основным принципам планирования относятся:

            – непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предпри­ятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематиче­ски пересматриваться  и  корректироваться с учётом  изменившихся обстоя­тельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов;

            – научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуще­ствляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно прове­ренных методах. В планах должны использоваться самые последние достиже­ния науки и техники, а также передовые методы отдельных предприятий, поя­вившиеся в мировом сообществе государств;

            – нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

            – принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. На пред­приятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь;

            – принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охва­тывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними;

            – принцип гибкости связан с непрерывностью планирования и состоит в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою на­правленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутренне­го или внешнего характера (колебание спроса, изменение цен, тарифов).

            В отечественной практике применяются различные методы планирова­ния на предприятии:

            – балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При этом

составляются следующие виды балансов:

1) материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

2) трудовые (баланс рабочей силы);

3) финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтер­ский баланс, кассовый план и др.);

            – нормативный метод, сущность которого заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расходов сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоёмкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершённого производства);

            – программно-целевой метод, в основном используется при планирова­нии НТН, т.к. он позволяет:

1) сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполне­ние важнейших научно-технических программ;

2) обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство;

3) увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия;

            – метод планирования по технико-экономическим факторам, применяет­ся при планировании издержек производства и реализации продукции, произ­водственной программы и других разделов плана экономического и социально­го развития предприятия, При этом методе планирования учитываются сле­дующие факторы:

1) технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

2) совершенствование организации производства и труда;

3)  изменение объёма производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) инфляция;

5) особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства;

            – расчётно-аналитический метод используется для расчёта показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый коли­чественный уровень. При этом определяется базисный уровень основных пока­зателей плана и их изменения в плановом периоде за счёт количественного влияния основных факторов, устанавливаются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базовым уровнем.

            Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: