Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

17.1 Инновационная деятельность предприятия

Под инновацией (англ. innovation – нововведение, новшество, новатор­ство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслужива­ния управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляют, хотя между ними есть и различия.

            Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. "Нововведение" в буквальном смысле означает процесс исполь­зования новшества. С момента принятия к распространению новшество приоб­ретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период вре­мени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инно­вацию) называется инновационным лагом.

            Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой приро­дой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на путь устойчивого роста.

            В условиях рыночной экономики и конкуренции никто и никого не за­ставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововве­дениям. Именно на основе нововведений удаётся использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обес­печить успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являют­ся поиск и реализация инноваций.

            Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения каче­ства продукции, совершенствования технологии и организации производства.

            Инновационная деятельность включает:

            – выявление проблем предприятия;

            – осуществление инновационного процесса;

            – организация инновационной деятельности.

            Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состо­ит в том, что всё существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать всё то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к про­грессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчёты. Другими словами ру­ководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продук­цию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближай­шем будущем окажется устаревшим.

            Откуда взять инновационную идею? Внутренними источниками таких идей являются [7]:

            а) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) – успех, неуда­ча, внешнее событие;

            б) неконгруэнтность – несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

            в) нововведения, основанные на потребности производственного процесса;

            г) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

            Следующие три источника нововведений относятся к внешним, т.к. они имеют своё происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

            а) демографические изменения;

            б) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

            в) новые знания (как научные, так и ненаучные).

            Из семи названных источников наиболее важными являются нововведе­ния, основанные на потребности процесса и новых знаниях.

            Старая пословица гласит: "необходимость есть мать изобретения". В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни. При решении проблемы этого типа необходимо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чём и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно получить? Соответствуют ли на­ши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потребителей?

            Радикальные изменения происходят на основе новых знаний. Нововве­дения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправ­ляемы. Прежде всего наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, про­цессе или услуге.

            Нововведение, основанное на новых знаниях, должно "созреть" и быть воспринятым обществом.

            В аспекте основополагающих принципов инновационной деятельности П. Друкер [7] рекомендует провести чёткую линию между тем, что нужно де­лать, и тем, чего делать не следует.

            Что нужно делать.

            Инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможно­стей указанных выше источников инноваций.

Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам лю­дей, которые будут ею пользоваться.

            Инновация должна быть простой и иметь точную цель.

             Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск.

            Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограни­ченном рынке, в своей нише.

            Чего не следует делать.

            Не умничайте. Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при-

достижении крупных масштабов – и люди некомпетентные. Всё чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации наверняка обречено на неудачу.

            Не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует кон­центрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга.

            Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребностей теку­щего времени. Если нововведение не найдёт немедленного приложение оно ос­танется лишь идеей.

            Основной организационный принцип для инновации заключается в соз­дании команды из лучших работников, освобождённых от текущей работы. Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в но­сителя инновационного проекта заканчиваются неудачей потому, что на созда­ние нового у него практически не остаётся времени.

            Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отлича­ется от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в её разработку средства по меньшей мере в 5 – 10 – кратном размере, иначе её можно рассмат­ривать как неудачную.

            Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках пред­

приятий специально созданными для этого подразделениями (внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

            В России внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса.

            Венчурная фирма – это малое предприятие, специализирующееся на ис­следованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективных идей привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно не­охотно идёт на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для неё намного тяжелее, чем для не­большой фирмы,

            Для малых фирм характерны простота управления, простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей. Это обуславливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: