Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

18.6 Учет себестоимости продукции по системе «директ – костинг»

На зарубежных предприятиях планирование и учет себестоимости продукции в части переменных затрат широко практикуется по методу «директ –  костинг», который в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли.

            Себестоимость продукции при этом рассматривается как сумма постоянных и переменных затрат.

            Постоянные издержки FC (fixed cost) – это издержки, которые не изме-няются при изменении объема производства. Предприятие будет их нести даже если, вообще ничего не будет производить. К ним (условно постоянным) относятся:

            – аренда помещений и оборудования;

            – амортизация основного капитала;

            – сырье и материалы на вспомогательные и обслуживающие операции;

            – запасные части к оборудованию и транспортными средствами;

            – топливо и энергия на отопление, освещение, вентиляцию;

            – заработная плата управленческого персонала находящегося на повреме-нной оплате с отчислениями на социальное страхование;

            – платежи за страхование имущества и хозяйственной деятельности;

            – прочие платежи, не зависящие от объема выпускаемой продукции.

            Переменные издержки VC (variable cost) – это издержки, которые зависят от объема производства, а именно:

            – сырье, материалы, комплектующие изделия на изготовления товарной продукции;

            – топливо и энергия на технологические операции;

            – заработная плата основных производственных рабочих, выполняющих технологические операции по сдельным расценкам;

            – отчисления на социальное страхование основных производственных рабочих.

            При этом методе основными финансовыми показателями являются маржинальный доход Дм и прибыль П.

            Маржинальный доход Дм – это разность между выручкой от продаж В и издержками переменными Зпер, т.е.:

 

Дм = В – Зпер; или Дм = П + Зп,

 

            где П – прибыль предприятия;

                  Зп – постоянные издержки на общий объем товарной продукции.

            В общем виде прибыль предприятия П определяется по выражениям:

 

П = В – С; или П = Дм –Зп,

 

            где С – себестоимость реализованной продукции.

            В соответствии с рисунком 3 рассмотрим взаимосвязь выручки от продаж В, валового и маржинального доходов, себестоимости и прибыли предприятия в графическом и аналитическом аспектах.


Выручка (нетто) от продажи — Совокупный доход

Себестоимость

(издержки производства и реализации)

Прибыль —

Чистых доход

Материальные затраты

Оплата труда

Налог на прибыль

Чистая прибыль

 

Валовой доход

Условно переменные затраты

Условно постоянные затраты

Прибыль

 

Маржинальный доход

 

Рисунок 3 – Выручка, доход, себестоимость и прибыль предприятия во взаимосвязи               

 

            Известно, что выручку от продажи В, себестоимость С и прибыль П можно определить по формулам:

           

В = К × Ц;    С = К × Зуд. пер. + Зп;   П = В – С,

 

            где К – количество товара, ед.;

                  Ц – цена, р/ед.;

                  Зуд. пер – затраты переменные на единицу продукции, р/ед.;

                  Зп –   постоянные издержки на общий объем товарной продукции, р.

            Используя приведенные соотношения, получаем:

 

П = К × Ц – (К × Зуд. пер + Зп) = К (Ц – Зуд. пер) – Зп .

 

            В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточности Т, прибыль в этой точке равна нулю. Это наступит при  критическом объеме производства Т = Кр, ед. товара:

 

Т = Ккр = Зп / (Ц – З уд. пер).

 

            Целевой объем продаж Vцен для обеспечения желаемой прибыли Пж можно определить по формуле:

 

Vцен = Кцел = (Пж + Зп) / (Ц – Зуд. пер).

 

            Предельно минимальный уровень цены Цmin :

 

Цmin = (К × Зуд. пер + П + Зп) / К.

 

            Таким образом, метод «директ – костинг» дает возможность:

            – установить связи и пропорции между объемом производства и затратами

на него;

            – получить информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема;

            – прогнозировать поведение себестоимости продукции при увеличении или уменьшении объема производства;

            – показать влияние размера постоянных затрат на сумму прибыли.

            При этом изменение величины маржинального дохода позволяет выявить более рентабельные изделия и своевременно внести измерения в ассортимент выпускаемой продукции.

            В результате, система «директ – костинг» дает возможность определить размер прибыли и колебания ее величины под влиянием изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции. И на основе подобного анализа принять меры по управлению издержками и предприятием.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: