Главная » Статьи » Черкашин Г.М. |
На зарубежных предприятиях планирование и учет себестоимости продукции в части переменных затрат широко практикуется по методу «директ – костинг», который в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли. Себестоимость продукции при этом рассматривается как сумма постоянных и переменных затрат. Постоянные издержки FC (fixed cost) – это издержки, которые не изме-няются при изменении объема производства. Предприятие будет их нести даже если, вообще ничего не будет производить. К ним (условно постоянным) относятся: – аренда помещений и оборудования; – амортизация основного капитала; – сырье и материалы на вспомогательные и обслуживающие операции; – запасные части к оборудованию и транспортными средствами; – топливо и энергия на отопление, освещение, вентиляцию; – заработная плата управленческого персонала находящегося на повреме-нной оплате с отчислениями на социальное страхование; – платежи за страхование имущества и хозяйственной деятельности; – прочие платежи, не зависящие от объема выпускаемой продукции. Переменные издержки VC (variable cost) – это издержки, которые зависят от объема производства, а именно: – сырье, материалы, комплектующие изделия на изготовления товарной продукции; – топливо и энергия на технологические операции; – заработная плата основных производственных рабочих, выполняющих технологические операции по сдельным расценкам; – отчисления на социальное страхование основных производственных рабочих. При этом методе основными финансовыми показателями являются маржинальный доход Дм и прибыль П. Маржинальный доход Дм – это разность между выручкой от продаж В и издержками переменными Зпер, т.е.: Дм = В – Зпер; или Дм = П + Зп, где П – прибыль предприятия; Зп – постоянные издержки на общий объем товарной продукции. В общем виде прибыль предприятия П определяется по выражениям: П = В – С; или П = Дм –Зп, где С – себестоимость реализованной продукции. В соответствии с рисунком 3 рассмотрим взаимосвязь выручки от продаж В, валового и маржинального доходов, себестоимости и прибыли предприятия в графическом и аналитическом аспектах.
Рисунок 3 – Выручка, доход, себестоимость и прибыль предприятия во взаимосвязи Известно, что выручку от продажи В, себестоимость С и прибыль П можно определить по формулам:
В = К × Ц; С = К × Зуд. пер. + Зп; П = В – С, где К – количество товара, ед.; Ц – цена, р/ед.; Зуд. пер – затраты переменные на единицу продукции, р/ед.; Зп – постоянные издержки на общий объем товарной продукции, р. Используя приведенные соотношения, получаем: П = К × Ц – (К × Зуд. пер + Зп) = К (Ц – Зуд. пер) – Зп . В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточности Т, прибыль в этой точке равна нулю. Это наступит при критическом объеме производства Т = Кр, ед. товара: Т = Ккр = Зп / (Ц – З уд. пер). Целевой объем продаж Vцен для обеспечения желаемой прибыли Пж можно определить по формуле: Vцен = Кцел = (Пж + Зп) / (Ц – Зуд. пер). Предельно минимальный уровень цены Цmin : Цmin = (К × Зуд. пер + П + Зп) / К. Таким образом, метод «директ – костинг» дает возможность: – установить связи и пропорции между объемом производства и затратами на него; – получить информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; – прогнозировать поведение себестоимости продукции при увеличении или уменьшении объема производства; – показать влияние размера постоянных затрат на сумму прибыли. При этом изменение величины маржинального дохода позволяет выявить более рентабельные изделия и своевременно внести измерения в ассортимент выпускаемой продукции. В результате, система «директ – костинг» дает возможность определить размер прибыли и колебания ее величины под влиянием изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции. И на основе подобного анализа принять меры по управлению издержками и предприятием. | |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 342 | |
Всего комментариев: 0 | |