Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

1.3 Понятие, цель и задачи предприятия

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трёх хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хо­зяйств. Ведущим звеном экономики, её основой являются предприятия, кото­рые производят продукцию и услуги, сосредотачивают в своей собственности большую часть общественного капитала, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

            Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект и объект бизнеса, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

            На государственном уровне понятие предприятия определяется статьей 48 Гражданского кодекса РФ: «Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде».

            Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету[2].

            При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятель­ности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть органи­зации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей дея­тельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между уча­стниками (некоммерческие организации)» [2].

            Функционирование предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

            – возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия;

            – бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;

            – удовлетворение общественных потребностей в продукции в соответст­вии с договорами, рыночным спросом;

            – эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эф­фективности производства;

            –  разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;

            – обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, под­держание высокого имиджа предприятия;

            – создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях пред­приятия;

            – совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;

            – охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

            – стабильное наращивание темпов роста объёма производства и дохода предприятия [3].

            Задачи предприятия определяются интересом его собственников, потен­циалом и другими факторами внешней и внутренней среды.

            В последние годы всё чаще используют термин «фирма». К.Р. Макконелл и С.Л. Брю очень точно сформулировали определение фирмы: "Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с це­лью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями" [4].

            Чёткое и понятное определение понятия "фирма" представлено О.И. Волковым и В.К. Скляренко: «Фирма – юридически самостоятельная предпри­нимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом слу­чае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической дея­тельности» [5].

      Понятия «предприятие» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий.

        Во-первых, предприятие - субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного), в то время как фирма – субъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами (предприятий, фирм, концернов и т.д.). Поэтому, с точки зрения концентрации капитала, фирма – корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

       Во-вторых, появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования – акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность крупной фирмы - ее многоотраслевая структура. Сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», что является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм . Поэтому с точки зрения концентрации производства, фирма – это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. Имеются и другие различия между понятиями «предприятие» и «фирма».

       Фирма по отношению к входящем в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

 

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: