Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

20.1 Сущность и показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

            Экономический эффект – какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно это прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект – величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

            Экономическая эффективность – это соотношение между результатами деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Таким образом, экономическая эффективность – величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

            Обычно анализируются оба показателя, т.к. по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, значительный экономический эффект может быть достигнут при относительно низкой экономической эффективности и наоборот.

            Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести одним каким-либо показателем, т.к. ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудачах в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые оценивают различные стороны

деятельности фирмы.

            Все показатели можно разделить на:

            – оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов деятельности;

            – затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

            В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в следующих формах.

            Абсолютные показатели. Бывают стоимостными и натуральными. Первостепенное значение придается стоимостным. Абсолютными показателями являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, издержки производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный капитал, задолженность и др.

            Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей.

            Их оценка заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, среднеотраслевыми и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного капитала; производительность; фондоотдача и др.

            Структурные показатели – по расходам, капиталу, доходам – характери-зуют долю отдельных элементов, в итоговой сумме.

            Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении.

            Это: изменения уставного капитала за год, прибыли за год и т.д.

            В условиях рынка в число контролируемых показателей входят:

            – выручка от реализации;

            – объем продаж;

            – размер капитала;

            – сумма чистой прибыли;

            – величина активов;

            – число акционеров;

            – величина выплачиваемых дивидендов;

            – доля экспорта в обороте и др.

            Для определения эффективности хозяйственной деятельности фирмы применяется система показателей.

            Производительность труда.

            Выработка В – отношение количества произведенной продукции Q к затратам рабочего времени Т на производство этой продукции: В = Q / Т, [ед/ч] или [ед/р.ср.сп].

            Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящиеся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год.

            Трудоемкость Тр – отношение затрат труда Т к объему продукции Q:

 

Тр = Т / Q чел-ч/ед.

 

            Характеризует затраты труда на производство единицы продукции.

            Показатели использования основных фондов.

            Фондоотдача Фотд – это отношение готового объема реализованной продукции (объема продаж) Оп к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фср.г. : 

Фотд = Оп / Фср.г.

 

            Отражает количество произведенной продукции в денежной форме, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов.

            Фондоемкость Фемк – отношение среднегодовой стоимости ОПФ-ов к годовому объему реализованной продукции (объему продаж) Оп:

 

Фемк = Фср.г. / Оп.

 

            Отражает стоимость ОПФ, приходящуюся на 1 рубль реализованной продукции.

            Фондовооруженность труда Фвоор – отношение среднегодовой стоимости ОПФ к среднесписочной численности работников Рср.сп:

 

Фвоор =  Фср.г. / Рср.сп.

 

            Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами.

            Коэффициент интенсивности использования оборудования Кин.об. – отношение фактического объема выпущенной продукции Оф к установленной производственной мощности оборудования Nср (пропускной способности):

 

Кин.об = Оф / Nср.

 

            Характеризует эффективность использования оборудования.

            Показатели использования оборотных средств,

            Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в оборотах Коб  – отношение объема реализованной продукции Оп, среднему остатку оборотных средств ОСср:

 

Коб = Оп / ОСср.

 

            Длительность одного оборота Т, дней, есть отношение числа дней в отчетном периоде Д (360,90,30) к коэффициенту оборачиваемости оборотных средств Коб:

 

Т = Д / Коб.

 

            Показывает, за какой срок в днях возвращаются оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.

            Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств Кз –  отношение среднего остатка оборотных средств за отчетный период ОСср к объему реализации за этот же период Оп:

 

Кз = ОСср /Оп.

 

            Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 рубль выручки от реализации.

            Материалоемкость продукции Мё – отношение суммы материальных затрат МЗ, включенных в себестоимость реализованной или товарной продукции, к объему продаж Оп или объему товарной продукции Отп:

 

Мё = МЗ / Оп;     Мё = МЗ / Отп.

 

            Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции.

            Материалоотдача Мо – отношение объема продаж Оп или объема товарной продукции Отп к сумме материальных затрат МЗ:

 

Мо = Оп / МЗ;    Мо = Отп / МЗ.

 

            Отражает количество произведенной продукции в расчет на 1 рубль материальных ресурсов.

            Показатели рентабельности.

            Рентабельность всей реализованной продукции Rпр – отношение прибыли от продаж ПП продукции к сумме затрат на производство C (себестоимости), и реализацию продукции КР (коммерческие расходы):

 

Rпр = ПП / (С + КР).

 

            Показывает эффективность затрат на производство и реализацию продукции.

            Рентабельность производства общая Rпр. общ – отношение прибыли до налогообложения ПДН, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фср.ч и нормируемых оборотных средств ОСнорм:

 

Rпр. общ = ПДН/ (Фср. г + ОСнорм).

 

            Характеризует прибыльность (убыточность) предприятия за определенный период времени (год, квартал).

            Рентабельность продаж (оборота) Rп – отношение прибыли (убыток) от продаж ПП к выручке от реализации ВР:

 

Rп = ПП / ВР.

 

            Показывает, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля реализованной продукции.

            Рентабельность активов (имущества) фирмы Rа – отношение чистой прибыли ПЧ к валюте баланса ВБ (экономическая рентабельность):

 

Ra = ПЧ / ВБ.

 

            Показывает, какую  прибыль получает фирма с каждого рубля, вложенного в активы.

            Рентабельность собственного капитала Rс.к. – отношение чистой прибыли ПЧ к средней величине собственного капитала СК:

 

Rс.к. = ПЧ / СК.

 

            Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственником фирмы. Служит основным критерием при оценки котировки акций на биржи.

 

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 2909 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: