Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

22.1 Сущность и значение централизации

Централизация (лат. centrum, греч. kentron – острие (циркуля), сосредо-точие) – одна из двух форм монополизации (другая – концентрация). Централиза-ция и концентрация – две стороны одного экономического процесса. Централиза-ция представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением и ведет к росту рыноч­ной доли в производстве и реализации. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка голосующих акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра (см. холдинг) над десятками и сотнями предприя­тий, расположенных в разных географических точках. Централи­зация позволяет объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных технико-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые денежные средства для финанси­рования конкретных программ. Она лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних систем, и это единственное направление создания промышленно-финансовых групп, являю­щихся стержнем любой национальной экономики.

            Следует различать централизацию производства и централи­зацию капитала.

            Централизация производства – увеличение его масштабов в результате объединения нескольких предприятий в одно укруп­ненное хозяйство под общим управлением. Различают горизон­тальную и вертикальную централизацию производства. Горизон­тальная централизация означает объединение однотипных предприятий внутри одной отрасли. Вертикальная централиза­ция предполагает слияние предприятий разных отраслей, что позволяет осуществить выпуск сложной продукции по единой технологической цепочке и расширить ассортимент (набор) из­делий. Централизация производства в рамках одного хозяйствен­ного образования, проводимая до определенных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение выпуска продукции за счет снижения издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масштабах производства. Одна­ко чрезмерная централизация выпуска продукции в рамках одно­го хозяйственного объединения может вести к тому, что произ­водство становится громоздким, трудноуправляемым и экономи­чески неэффективным. Поэтому в процессе централизации за отдельными структурными единицами должна сохраняться отно­сительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не должен превышать экономически обоснованных оптимальных (наилучших) объемов производства.

            Централизация капитала – увеличение его размеров в резуль­тате объединения или слияния нескольких ранее самостоятель­ных капиталов. Часто она совершается путем поглощения круп­ными капиталами более слабых конкурентов.

            Наиболее распространена централизация капитала посред­ством образования акционерных обществ и организации систе­мы участия.

            Основная выгода от создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах Объединения капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продви­жения к потребителю, снижения производственных и непроиз­водственных расходов.

            Часто за счет слияния компаний можно достичь операционной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяющих такие виды деятельности, как марке­тинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей. т.е. 2 + 2 = 5.

            Помимо операционной экономии слияние может стать при­чиной получения экономии за счет «эффекта масштабности», т.е. когда происходит увеличение выпуска и реализации продукции.

            В современной экономике превалируют такие формы корпо­ративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы.

            Каждая из названных форм имеет как общие черты, свой­ственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

            – конкретными стратегическими целями и текущими задачами,      которые ставятся объединением;

            – структурой источников;

            – установленными имущественными и правовыми отноше­ниями.

            В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX в. наибольшее развитие получили холдинги и ФПГ. Рассмотрим наиболее

подробно сущность некоторых орга­низационных форм объединения предприятий.

            Концерн (англ. concern – участие, интерес) – организационная форма объединения предприятий различных отраслей, нахо­дящихся под_единым управлением и финансовым контролем. В состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или иные финансовые ор­ганизации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учрежде­ния и т. п. Участники концерна остаются формально самостоя­тельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспо­собность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансферт­ным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР меж­ду подразделениями и т. п.

            Первоначально концерны были распространены в США и Японии, в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм развитых стран. Как прави­ло, в отличие от конгломерата, концерн имеет четкое выраженное «производственное лицо», т. е. основной вид деятельности (продукции). Традиционно различают промышленные, транс­портные, торговые, банковские и другие концерны.

            На начальном этапе концерны строились по принципу верти­кальной интеграции, охватывая все звенья технологической це­почки: добыча сырья – производство – транспортировка – сбыт. С конца 1960-х гг. для них становится характерным стремление к диверсификации – проникновению в отрасли, технологически не связанные с основной продукцией концерна. В структуру сов­ременных концернов входит несколько групп предприятий, объ­единенных на основе вертикальной интеграции и действующих в различных отраслях и сферах экономики. Для них также харак­терно активное проникновение на внешние рынки путем объеди­нения компаний различных стран и создания международных монополий.

            Конгломерат (лат. conglomerates – скопившийся, собран­ный) – монополи-стическое объединение, диверсифицированная корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находя­щихся под единым контролем.

            Как форма монополистического объединения появились в начале 1970-х гг., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК).

            Конгломераты возникают как результат слияния и поглоще­ния фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых операций – обеспечить быстрый перелив ка­питала из менее рентабельных в более рентабельные производ­ства и максимизировать объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конгломерата очень неустойчива. Конгло­мераты достаточно часто распадаются, превращаясь в диверси­фицированные концерны. Однако некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизнеспособность, широко манипулируя финансовыми средствами и оперативно приспо­сабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка [12].

            Консорциум (лат. consortium – соучастие, сотоварищество) – временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение между несколькими банками, кредитными организациями или группами компаний (фирм) для совместного размещения займов, осуществления финансовых или коммерческих операций, строительства различных объектов.

            К консорциумам следует отнести и временные межотрасле­вые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестицион­ных и других программ.

            Синдикат (греч. syndikos – действующий сообща) – организационная форма

монокапиталистического объединения, при кото­рой вошедшие в него компании теряют коммерческую и сбыто­вую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляются централизованно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим приме­ром считается международный синдикат «Де Бирс», сосредото­чивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие дру­гие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

            Международным синдикатом признается и ОПЕК, члены ко­торого координируют объемы добычи, продажи и цены на нефть на мировых рынках. На долю ОПЕК приходится около 2/3 миро­вого экспорта нефти. Синдикатом является и Европейское объе­динение угля и стали.

            Финансово-промышленные группы (ФПГ). В России за послед­ние годы наиболее существенное распространение получила та­кая форма объединения предприятий, как финансово-промыш­ленные группы.

            Участниками ФПГ могут быть промышленные, финансово-кредитные, торговые и иные предприятия. Группы могут образо­вываться на основе перекрестного владения акциями взаимного участия в управлении, долгосрочных кредитных обязательств и других форм зависимости. При создании ФПГ выгоды могут по­лучить как промышленные предприятия, так и финансово-кре­дитные учреждения. Плюсом для первых является облегченный доступ к финансово-кредитным ресурсам, для вторых – возмож­ность надежно разместить капиталы. Формирование таких групп способствует также консолидации капиталов и расширению сфе­ры деятельности.

            В России наряду с ФПГ, создаваемыми на принципах свобод­ной (не регламентированной государственными правовыми актами) договоренности, существуют также ФПГ, созданные в соответствии с правовыми нормами. Они могут действовать как головные и дочерние компании, как компании, объединившие частично или полностью свои ресурсы на основе договора о соз­дании группы. Такого рода ФПГ могут быть зарегистрированы в государственном реестре и получать установленные законом меры государственной поддержки.

            Транснациональная корпорация (ТНК) (лат. trans – сквозь, через + лат. natio

– народ + корпорация) – международная кор­порация двух видов: а) по составу капитала и характеру действия; б) по характеру действия, но с национальным капиталом одной страны. ТНК занимают ведущие позиции на национальном и ми­ровых рынках в производстве и реализации товаров. Деятель­ность ТНК диверсифицирована. Структурно-функциональный разрез ТНК представляет аналогию структуры государства. Здесь в миниатюре представлены все исполнительные органы госу­дарства.

            Современные ТНК – крупнейшие объединения предприя­тий, действующие в международном масштабе и контролирую­щие существенную долю мирового промышленного производ­ства и торговли. В число ТНК в первую очередь входят 600 акци­онерных обществ (АО) с оборотом капитала свыше 1 млрд. долл. Под их контролем в середине 1980-х гг. находилось более 1/3 про­мышленного производства, более 1/2 внешней торговли, около 80% патентов на новую технику и технологию западного мира.

            Подавляющее большинство ТНК являются однонациональ­ными по составу капитала – ядру акционерного капитала голов­ной (материнской) компании (объединения предприятий). От 1/3 до 1/2 активов имущества ТНК расположены за пределами стран базирования головных предприятий (штаб-квартир ТНК). Примерно таков же удельный вес зарубежных продаж и прибы­лей в общей сумме продаж и прибыли ТНК. Основой расшире­ния сфер влияния ТНК остается вывоз капитала из стран базиро­вания. Вместе с тем средства, приобретенные на международных рынках капитала, а также финансовые ресурсы зарубежных филиалов во всевозрастающих масштабах используются для фи­нансирования деятельности головных компаний в странах бази­рования ТНК. В последние годы активно развиваются формы сотрудничества ТНК различных стран (совместные компании, совместные научно-исследовательские программы и др.).

            Роль и значение ТНК в мировом развитии носят двойствен­ный характер. С одной стороны, направленная на максимизацию прибыли хозяйственная деятельность ТНК в зарубежных странах нередко противоречит социально-экономической политике пра­вительства данной страны и может вызвать смену правительства. С другой стороны, ТНК способствуют научно-техническому и социально-экономическому прогрессу, внедрению новейшей организации управления, обмену опытом в странах, в которых разворачивается их деятельность,

            Что касается России, то развитие и совершенствование орга­низационных форм объединений предприятий, с учетом мирово­го опыта и отечественной специфики, имеет принципиально важное значение по следующим обстоятельствам:

            – во всех развитых странах мира интегрированные структуры играют существенную роль в развитии их экономики и по сути служат стимуляторами в ускорении НТП, не избежать этого и России;

            – в РФ отсутствует достаточный практический опыт в их созда­нии и функционировании. Еще предстоит разработать и принять надлежащую в этом плане нормативную базу;

            – в связи с переходом на рыночную экономику Россия все в большей мере интегрируется в мировую экономику, а без созда­ния и функционирования

соответствующих структур вряд ли это возможно в полной мере.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: