Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

22.2 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение вы­пуска продукции или оказания услуг на предприятии.

            Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

            – увеличения выпуска однородной продукции (специализиро­ванные

предприятия);

            – увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

            – развития концентрации на основе комбинирования произ­водства (предприятия-комбинаты);

            – развития концентрации на базе диверсификации производ­ства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомя­нутых форм, так и за счет более широкой деятельности предпри­ятия.

            Концентрация производства на предприятии может быть дос­тигнута путем:

            – увеличения количества машин, оборудования, технологичес­ких линий на прежнем техническом уровне;

            – применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

            – одновременного увеличения машин, оборудования как преж­него технического уровня, так и более современного;

            – развития комбинирования на основе взаимосвязанных про­изводств;

            – диверсификации производства.

            С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедре­ния новой техники и технологии и увеличения единичной мощ­ности машин и оборудования.

            Для анализа уровня концентрации применяются как абсо­лютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

            Абсолютная концентрация характеризует размеры производ­ства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следую­щие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стои­мость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективным показателем уровня концентрации является объем выпуска продукции. Ос­тальные показатели уровня концентрации используются для бо­лее всестороннего анализа уровня концентрации производства.

            Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентра­ции определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т.д. предприятий в выпуске какой-либо продукции, в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т.д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относитель­ной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: