Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

22.4 Концентрация и монополизация производства во взаимосвязи

Давно известно, что централизация, концентрация и монополи­зация как явления в экономике тесно взаимосвязаны между со­бой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно при­водит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

            В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на ос­нове которой государство регулирует процессы централизации и концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 1960-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наиболь­шее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке воз­никает, если на одно предприятие приходится свыше ⅓ всего оборота на рынке, либо на три предприятия и менее – 1/2 общего оборота, либо на пять предприятий и менее – свыше ⅔ оборота.

            Аналогично поступают и во многих других странах. Напри­мер, в США в течение нескольких десятилетий применялся пока­затель «доля четырех крупнейших предприятий». Доля фиксиро­ванного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель – дискретный. Он характеризует не всю совокуп­ность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показа­тель – индекс Герфиндаля— Гиршмана HHI:

 


 

            где Н – число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

                  – доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной про­-

                    дукции на рынке (в отрасли), %.

            Величина HHI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия).

            Нормальная концентрация CR 3 < 45%; HHI < 1000.

            Вывод. Неконцентрированный рынок.

            Средняя степень концентрации: 45% < CR 3 < 70 %; 1000 <ННI < 2000.

            Вывод. Умеренно концентрированный рынок.

            Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, HHI > 2000.

            Вывод. Слабая конкурентная среда.

            Где CR3 – доля на товарном рынке или в отрасли трех круп­ных хозяйственных субъектов.

            Важным моментом в отечественной экономике следует приз­нать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.

 

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: