Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

23.1 Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства

Специализация – это процесс сосредоточения выпуска опреде­ленных видов продукции в отдельных отраслях промышленнос­ти, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это про­цесс производства однородной продукции или выполнения от­дельных технологических операций.

            Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производ­ства. В промышленности частное разделение труда означает де­ление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифферен­циацию, с одной стороны, и специализацию предприятий – с другой.

            Единичное разделение труда представляет собой специализа­цию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных час­тей продукции и отдельных операций технологического процес­са по их изготовлению.

            В промышленности различают следующие формы специали­зации:

            – предметная специализация. Предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самоле­тов и т.п.);

            – подетальная специализация. Предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюра­торный и другие подобные заводы;

            – стадийная, или технологическая, специализация. Предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий тех­нологического процесса например, прядильные фабрики, изго­тавливающие пряжу дал ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

            – специализация вспомогательных производств. Предприятия заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняют ремонтные работы.

            В зависимости от масштабности различают внутриотрасле­вую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.

            Высшей ступенью является межгосударственная специализа­ция, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рам­ках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.

            Для характеристики уровня и анализа специализации на прак­тике используются следующие показатели:

            – коэффициент охвата производства – характеризует долю про­дукции специализированной отрасли в общем выпуске продук­ции данного вида;

            – коэффициент специализации – характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

            – коэффициент подетальной специализации – характеризует долю продукции подетально (технологически) специализирован­ных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

            – широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продук­ции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специали­зации.

            Специализация тесно связана с кооперированием производ­ства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в эконо­мическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

            Кооперирование – это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-либо сложную продукцию.

            В соответствии с формами специализации в промышленнос­ти различают три формы кооперирования:

            – предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что

ряд предприятий поставляет разные изделия (электро­моторы, генераторы, редук-

торы и др.) головным заводам, выпус­кающим машины и оборудование;

            – подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (под­шипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

            – технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающе­еся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов голов­ным заводам (пряжи –  ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

            Основной показатель уровня кооперирования – доля стои­мости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей сто­имости продукции предприятия.

            Косвенным показателем уровня кооперирования признается количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

            В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзве­шенная величина.

            С точки зрения отраслевой принадлежности и территориаль­ного расположения кооперирующихся между собой заводов раз­личают следующие виды связей по кооперированию между про­мышленными предприятиями:

            – внутрирайонные – кооперируются предприятия, расположен­ные в одном экономическом (административном) районе, вне за­висимости от отраслевой принадлежности;

            – межрайонные – кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;

            – внутриотраслевые – кооперируются предприятия одной от­расли, и межотраслевые – при кооперировании заводов разных отраслей.

            С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным являет­ся внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины – сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирова­ния с предприятиями многих отраслей промышленности, распо­ложенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные ва­рианты кооперирования.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 431 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: