Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

2.1 Внешняя среда предприятия

Любое предприятие функционирует в определённой среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источни­ком производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержа­ния производственного потенциала. Факторы внешней среды являются некон­тролируемыми со стороны предприятия. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внут­реннюю организационную структуру, приспосабливая её под изменившиеся ус­ловия.

            Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые воз­никают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздейст­вия (макроокружение).

            К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия:

            – поставщики ресурсов;

            – потребители;

            – конкуренты;

            – трудовые ресурсы;

            – государство;

            – профсоюзы;

            – акционеры.

            В условиях переходной экономики России именно от государства в значительно мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

            Основные функции государства:

            – создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе раз­работка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательст­ва;

            – обеспечение правопорядка в стране и её национальной безопасности;

            – стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безрабо­тицы и инфляции);

            – обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

            – защита конкуренции.

            Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учёт их необходим для выработки правильной стратегии.

            К наиболее значимым факторам косвенного воздействия (макроокруже­ния) относятся:

            –  политические факторы – основные направления государственной по­литики и методы её реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли. Политическая составляющая внеш­ней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении раз­вития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено про­водить в жизнь свою политику. Данное изучение направлено на то, чтобы вы­явить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы;

            – экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень за­нятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, произ­водительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предпри­ятия неодинаковое влияние; что одной организации представляется экономиче­ской угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для её производителя рас­сматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

            – социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет (склад ума, мировосприятие, психология) обще­ства; уровень образования, а также степень общественного недовольства и на­сколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные про­цессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят опреде­ленные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существен­ным изменениям в окружении предприятия;

            – технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть воз­можности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроить­ся на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

            Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются её неопределённость, сложность, подвижность. А также взаимосвязанность её факторов. Окружение современ­ных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет всё более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: