Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

3.1 Жизненный цикл изделия

В условиях рыночной экономики проблема конкурентоспособности продукции занимает центральное место. Для оценки продолжительности жизни изделия и времени начала предпроизводственного этапа по разработке нового изделия, а также времени начала сокращения спроса и перехода на новую про­дукцию используются результаты анализа жизненного цикла изделия, который включает:

            а) предпроизводственный этап, состоящий из следующих стадий:

1) научно-исследовательские работы (НИР) по созданию новой конкурентоспособной продукции (технологического процес­са) для замены продукции, устаревшей или не пользующейся спросом;

2) опытно-конструкторские работы (ОКР) с экспериментальны­ми исследованиями, которые завершаются техническими проектами и составлением рабочей конструкторской доку­ментации;

3) технологическая подготовка производства (ТПП). Её цель –разработка методов изготовления сконструированного изде­лия, то есть разработка маршрутных и технологических про­цессов, средств технического оснащения;

            б) этап процесса производства и реализации продукции, включающий четыре стадии:

1) внедрение – продукция производится в небольшом объёме при резко возрастающих затратах на рекламу и сервис. При отсутствии на рынке конкуренции, цена может быть искусст­венно завышена, т.е. монополизирована, что обеспечивает предприятию сверхнормативную прибыль;

2) рост объёма производства – характеризуется увеличением

производства и реализации продукции. Текущие издержки производства могут снижаться, что  способствует падению цены, которая несколько отстаёт от темпов снижения себе­стоимости. Такая экономическая ситуация позволяет пред­приятию временно установить монополию на производство и сбыт. На этой стадии производитель должен внимательно и постоянно следить за конкурентоспособностью товара при завоевании новых рынков сбыта, и особенно за рекламой то­вара;

3) зрелость – объём производства стабилизируется при дальней­шем снижении его темпов. В структуре текущих издержек производства увеличиваются затраты, связанные с рекламой и поддержанием конкурентоспособности продукции в соот­ветствии с требованиями рынка. Это позволяет определённое время поддерживать цены на одном уровне и замедлить их падение. В области реализации возникает проблема поиска новых рынков сбыта. После завершения этой стадии новое изделие должно быть подготовлено к производству, что позволяет избежать потерь от сокращения объёма реализации предыдущего изделия и перейти к производству последую­щего, нового изделия, постепенно полностью заменяя уста­ревшее изделие. Реализация продукции и доход на стадии зрелости достигают максимальных размеров, поэтому произ­водитель должен осуществлять организационно-технические мероприятия, связанные с разработкой новых направлений использования товара, включающее внедрение на новых рын­ках, повышение качества, улучшение внешнего оформления изделия, расширение модификации средств, обеспечивающих имидж товара на рынке;

4) спад – это стадия отмирания и снижения продажи товара до момента полного его снятия с производства. На этой стадии резко снижается объём производства изделия. На данной ста­дии в течение определённого периода устаревшее изделие и заменяющее его новое изделие должны производиться одно­временно.

            Величина прибыли на различных этапах жизненного цикла постоянно меняется. Так на стадии освоения продукции (внедрение изделия на рынке) прибыль и убытки могут отсутствовать, т.е. наблюдается период безубыточно­сти – текущие затраты (себестоимости) равны выручке. По мере роста объёма производства и реализации продукции прибыль также растёт. Максимизация прибыли наступает на стадии зрелости, когда использование производственных мощностей достигает плановой величины при сокращении текущих издержек производства.

            В начале стадии спада производства прибыль начинает сокращаться и к моменту снятия с производства она может быть столь незначительной, что этот временной отрезок можно назвать период безубыточности.

            Таким образом, анализ жизненного цикла товара позволяет установить

время внедрения более прогрессивных технологий для поддержания конкурен­тоспособности продукции, объективно оценить вероятность появления нового аналогичного товара с более высокими потребительскими характеристиками, определить время завоевания этой продукции рынков сбыта, выхода на рынок с новой конкурентоспособной продукцией и перестроить производство во избежание потерь.

 

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: