Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Черкашин Г.М.

3.2 Понятие и показатели качества продукции

В современной рыночной экономике качество продукции относится к

числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предпри­ятия, рост эффективности производства, экономию всех используемых на пред­приятии видов ресурсов.

            Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федера­ции государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством про­дукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокуп­ность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять оп­ределённые потребности в соответствии с её назначением».

            Согласно международному стандарту ISO 8402. 1994, качество –совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

            Качество может быть только относительным, оно фиксируется на кон­кретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо срав­нить совокупность её свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть луч­ше отечественные или зарубежные образцы, требования, закреплённые в стан­дартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень ка­чества» («относительное качество», «мера качества» в зарубежной литературе).

            Но любой документ или эталон узаконивает определённую совокуп­ность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соот­ветствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать её не­качественной, т.е. не устраивающей потребителя.

            Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, нако­пленный в области качества.

            Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время при­знана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно пока­зателей:                     

            а) показатели назначения характеризуют основную функциональную

величину полезного эффекта от эксплуатации изделия (производительность оборудования, грузоподъёмность автомобиля и др.);

            б) показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надёжность объекта включает четыре показателя:

1) безотказность – свойство изделия непрерывно сохранять работо­способность в течение некоторого интервала времени. Для воз­душных судов безотказность является самым основным показа­телем качества;

2) долговечность – свойство изделия сохранять работоспособ-ность до разрушения или другого предельного состояния;

3) ремонтоспособность – свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического об­служивания и ремонта;

4) сохраняемость – это способность объекта сохранять свои свой­ства в определённых условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

            в) показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производитель­ности труда при изготовлении и ремонте изделий;

            г) показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщен­ность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными состав­ными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделия­ми;

            д) эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изде­лия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через ком­плекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологиче­ских свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещённость, тем­пература, влажность, запылённость, шум, вибрация и т.д.;

            е) эстетические показатели характеризуют композиционное совершен­ство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность то­варного вида изделия, стиль и т.д.;

            ж) показатели транспортабельности выражают приспособленность изде­лия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств;

            з) патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при опре­делении конкурентоспособности;

            и) экологические показатели отражают степень влияния вредных воз­действий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуата­ции или потреблении продукции;

            к) показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуа­тации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, об­служивании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

            Однако помимо этих показателей качества важна и цена изделия. Имен­но с ценой связан вопрос экономически рационального качества.

            Экономически оптимальное качество Копт, может быть определено из

выражения [7]:

 

Копт = Q / С,

 

            где Q – качество изделия;

            С – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

            Определить величину С несложно, поскольку она включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Слож­нее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные по­казатели. Этим занимается целая наука – квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

 

Категория: Черкашин Г.М. | Добавил: DObryak137 (22.01.2014)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: