Главная » Статьи » Черкашин Г.М. |
Повышение уровня конкурентоспособности предприятий и их продукции, оптимизация функционирования фирм и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Необходимо различать понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия – это способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише [3]. Другими словами, конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность товара – совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов. Конкурентоспособность товара зависит от степени удовлетворённости покупателя товаром. Она определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определённой группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной конкретной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счёт придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот. Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, Германия) стремятся добиваться конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке, лишь, будучи уверенными, в возможности сбыта своих товаров на внешнем. Следует отметить основные отличия понятия конкурентоспособность предприятия от понятия конкурентоспособность товара, которые заключаются в следующем: – конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длитель- ному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, год); – оценку деятельности предприятия даёт не только потребитель, но и сам предприниматель; – конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Для оценки уровня конкурентоспособности товара вся продукция предприятия подразделяется на группы. Каждая группа товаров характеризуется определёнными технико-экономическими показателями и организационно-экономическим уровнем производства. Для оценки конкурентоспособности товара решаются следующие задачи: – определение номенклатуры готовой продукции исходя из возможностей действующих производственных мощностей; – установление конкурентов – производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего предприятия; – определение технико-экономических показателей для установления конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки; – расчёт интегрального показателя конкурентоспособности товара; – определение номенклатуры продукции с позиции интересов потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию. Товары собственного производства и конкурирующих фирм оцениваются по уровню их конкурентоспособности. Каждый параметр, входящий в соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических показателей, оценивается по уровню доверия, который устанавливается от 0,7 до 0,99 [8],[9]. Уровень доверия параметров, которые основываются на новых технических решениях, может превышать единицу, но не более чем на 0,5. В каждом конкретном случае уровень доверия устанавливается по данным экспертной оценки. Показатель относительной конкурентоспособности i-oго товара n-ой группы показателей ОКСin, определяется как произведение индивидуальных уровней доверия j-ых параметров, входящих в соответствующую n-ую группу показателей, по формуле [9]: OKCin = УДin1 × УДin2 × ... × УДinj, где УДin1, УД in2, УДinj – индивидуальный уровень доверия i-oгo товара n-ой группы показателей j-oгo параметра. Показатель относительной конкурентоспособности рассчитывается по всем группам показателей: экономическим, техническим, технико-экономическим и т.д. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара ИОКСi, определяется как произведение показателей относительной конкурентоспособности всех групп показателей от первой до n-ой: ИОКСi = ОКСi1 × ОКСi2 ×… × ОКСin . Пример – Оценить
уровни конкурентоспособности автомобилей ВАЗ «Жигули» и ГАЗ «Волга» по двум
группам показателей – технических и технико-экономических. В группу технических
показателей входят три параметра: вес автомобиля, толщина кузова и оптимальный
скоростной режим. В группу технико-экономических показателей входят также три
параметра: расход топлива на Решение. Показатели относительной конкурентоспособности автомобиля ВАЗ «Жигули», при установленных индивидуальных уровнях доверия параметров по группе технических показателей, соответственно, равных 0,85; 0,9; 0,75 и по группе технико-экономических показателей – 0,8; 0,9; 0,9, определятся: ОКСВАЗ;1 = 0,85 × 0,9 × 0,75 = 0,574; ОКСВАЗ;2 = 0,8 × 0,9 × 0,9 = 0,648. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности автомобиля ВАЗ «Жигули» составит: ИОКСВАЗ = 0,547 × 0,648 = 0,372. Показатели относительной конкурентоспособности автомобиля ГАЗ «Волга», при установленных индивидуальных уровнях доверия параметров по группе технических показателей, соответственно, равных 0,8; 0,9; 0,9 и по группе технико-экономических показателей – 0,75; 0,8; 0,8, определятся: ОКСВОЛГА;1 = 0,8 × 0,9 × 0,9 = 0,648; ОКС ВОЛГА;2 = 0,75 × 0,8 × 0,8 = 0,48. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности автомобиля ГАЗ «Волга» составит: ИОКС ВОЛГА = 0,648 × 0,48 = 0,311. Интегральный показатель конкурентоспособности определённой номенклатуры товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя – конкурента. Второй способ. Критерием для вычисления конкурентоспособности техники считается цена потребления этого товара Цп: Цп = Цпр + Цпи, где Цпр – цена приобретения новой техники; Цпи – издержки у потребителя, связанные с использованием новой техники за весь нормативный срок ее службы. Для покупателя все расходы делятся на две категории. Во-первых, постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др. Величину переменных затрат Ип для юридических лиц можно исчислить так: где ЗПi – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями в единый социальный фонд; Ирeм i – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; Имр i – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные мате- риалы, связанные с эксплуатацией техники; Аi – годовая величина амортизации; Ипр i – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники; Тн i – нормативный срок службы. Окончательный вид выражения для цены потребления с учетом предыдущей формулы и дисконтирования примет вид: где Е – ставка дисконтирования. По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, соответственно увеличивается их доля в цене потребления. На основе этих противоположных тенденций формируется. Удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С выработкой данного ресурса потребитель должен прекратить пользоваться изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания. Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь, как этот товар проявит себя при эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность. Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид. Технические параметры при таком методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления). Третий способ. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: цена реализации товара и уровень его качества. Явно более конкурентоспособным считается тот товар, у которого цена минимальная, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом. При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным принимается тот, у которого ниже цена реализации. Четвертый способ. Основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. Вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле: КП = КПэ × КПт × КПн, где КП – комплексный показатель уровня качества товара; КПэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт – комплексный показатель технического уровня; КПн – комплексный показатель надежности. Далее исчисляются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:
где ПКi, ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КПi, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона; Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона. Если ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным; ПКi = ПKб – конкурентоспособность одинакова. Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности ОПк: Если ОПк ≥ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового. Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации. Пятый способ. Уровень конкурентоспособности определяется из сопоставления как технических, так и экономических параметров. Из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе выявляются сводные параметрические индексы Iтп по каждому сравниваемому изделию: где Ii – индивидуальный индекс i-го технического параметра; аi – вес i-го параметра; n – количество параметров. Создание весовой базы технических параметров – наиболее ответственная и сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы служат рыночные исследования – спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей. Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение Iтп –максимальное. Сводный индекс по экономическим параметрам Iэп находится из выражения: где ЦПi, ЦПб – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образцов. Если Iэп < 1, то сравниваемый образец более конкурентоспособный по сравнению с базовым по экономическим параметрам; Iэп > 1 – наоборот; Iэп = 1 – изделия равнозначны. Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности Ки: где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам. Данный метод более предпочтительный по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации [10]. | |
Просмотров: 1155 | |
Всего комментариев: 0 | |